"Трюковое законодательство"

+7 (905) 709-47-51
info@3xt.ru

Арендуйте МАКЕТЫ ОРУЖИЯ на 9 мая!
Публикации

Профессиональные права каскадеров

Ни для кого уже не секрет то, что система советского государства препятствовала развитию нормальных рыночных отношений, честной конкуренции, индивидуального предпринимательства. И каскадерское сообщество не стало исключением.

Профессии «какскадер» де-юре долго не существовало. Однако, фактически, происходило стихийное формирование трюкового сообщества, появились лидеры, во круг которых, со временем, образовались каскадерские кланы.

Характерными особенностями жизни внутри этих «семей» были: безусловный авторитет лидера, безусловная верность коллективу, добровольный отказ от карьерного роста, материальная непритязательность (вплоть до готовности работать задаром), запрет на переход в другой каскадерский коллектив, запрет на независимую от «семьи» индивидуальную профессиональную деятельность. Любые отклонения от правил карались увольнением, бойкотом, распространением негативной информации и даже клеветы.. При чем, вследствие круговой поруки, каскдеров-«отступников» в других кланах тоже не жаловали. Знакомые многим угрозы: «Каскадером ты работать не будешь! Мы тебе «перекроем кислород»! Или остаешься с нами, или ищи себе другую профессию!...», во времена оные были не пустыми словами. Короче, была какая-то смесь Морального кодекса строителя коммунизма и уголовного «уклада жизни людей».

И само-собой разумелось, что каскадер-исполнитель не имел никаких прав на результаты своего труда: никакого индивидуального профессионального портфолио не было и в помине. По умолчанию считалось, что распоряжаться информацией о произведенных трюках, демонстрировать видеозаписи трюков, использовать фото и видео-продукцию с трюковыми материалами для самопрезентации может только лидер каскадерской «группировки».

В советское и раннее постсоветское время, основным аргументом такого положения каскадеров был «коллективизм». Формулировалось это так: «Любой трюк — результат работы большого коллектива: тренеров, которые подготовили каскадера; постановщика трюков, который разработал трюк; технических служб, которые подготовили оборудование и, разумеется, каскадера, который этот трюк выполняет. Но без коллектива каскадер — никто...и т.п.» Из чего делался вывод, что результаты труда каскадера должны принадлежать коллективам, а индивидуальные заслуги каскадера-исполнителя на столько не значимы, что никаких прав на выполненный трюк у него нет.

С началом рыночной экономики, прав у каскадеров не прибавилось. Только аргументируют теперь иначе: «У каскадера есть условный товар — трюки. Каскадер продает эти трюки за деньги. После сделки каскадер теряет все права на свой товар».

Однако, ни для кого не секрет то, что движущей силой на рынке являются не только деньги, но и информация. А в шоу-бизнесе информация зачастую важнее. И, разумеется, ни один здравомыслящий профессионал не удовлетворится деньгами, как единственным результатом своего труда. И речь даже не о жажде славы (хотя она не менее распространенная движущая сила).

Простой здравый смысл подсказывает: тот, кто владеет информацией — тот владеет всем остальным. Т.е. каскадер, получающий деньги от постановщика трюков, но не предъявляющий себя миру вообще, продолжит оставаться условно «крепостным» при конкретном постановщике, что значительно снижает возможности материального и карьерного роста, тормозит общее профессиональное и социальное развитие (Например, лишает возможности поработать с другими постановщиками трюков, познакомиться с другими стилями и подходами к работе и т.п.)

С появлением рынка каскадерского труда это стало очевидно, однако механизмы регулирования новых отношений пока ни кем не разработаны.

Действительно, кто имеет право указать на экран и сказать: «Это сделал я!»: постановщик трюков, который придумал и срежиссировал всю сцену, или каскадер, который воплотил в жизнь рискованные фантазии режиссера?

Известны многочисленные конфликты, когда каскадеры демонстрировали кино-видеоматериалы со сценами экшен, в качестве примеров своих работ, без согласования с постановщиком трюков. И обе стороны можно понять!

Подобные вопросы только на первый взгляд кажутся не значимыми мелочами: авторское право является одной из самых непростых областей юриспруденции. Тем более, авторское право в таких сферах, как шоу-бизнес и кинопроизводство.

Возможно, следует изучить опыт западных коллег, или воспользоваться консультациями профессионального юриста в области авторского права, или просто договориться о том, что профессиональная видеопродукция, используемая каскадерами или постановщиками трюков, должна обязательно содержать информацию обо всех специалистах, принявших значимое участие в ее создании (те же титры, или озвучка, поясняющие расклад по конкретному департаменту) и т.п. 

Новый, для всех нас, еще не ставший привычным, не до конца структурированный мир рыночной конкуренции — это не только повод научиться цивилизованно защищать свои границы, свои территории, свои коллективы, свои доходы, но и повод научится взаимовыгодно сотрудничать.

 

Опубликовано на сайте 3xt.ru 25 июля 2013 года. Перепечатка - с согласия администрации сайта.

 

 

 



Связаться: info@3xt.ru
© 2008-2019, компания Трикст.