Публикации
Оружие в кино и безопасность. Трагедия Алека Болдуина.
Почти год прошел с трагического инцидента на съемочной площадке Голливуда. Следствие, в целом, закончено, картина ясна, можно сделать выводы.
21 октября 2021 годы, на съемках фильма «Ржавчина» (Rust), с участием Алека Болдуина, в результате несчастного случая погибла оператор Галина Хатчинс и был ранен режиссер Джоэл Соуса.
В реквизиторском пистолете, из которого стрелял в кадре Болдуин, оказался боевой патрон.
В результате выстрела пуля и ее осколки попали в двух человек, находившихся рядом: режиссер картины получил ранение ключицы, а оператор в критическом состоянии была доставлена в больницу, где умерла от полученного ранения в живот.
В полицейском отчете говорится, что за несколько мгновений до выстрела ассистент режиссера Дэвид Холлз, прежде чем передать реквезиторский пистолет актеру, крикнул “cold gun!” ("холодное оружие!") указав таким образом на то, что оно не заряжено.
В последствии, Холлз, который был ответственным за безопасность при работе с оружием, признался в том, что не проверил патроны перед съемкой.
Сразу после инцидента Алек Болдуин заявил, что он на спусковой крючок не нажимал, и пистолет выстрелил сам. Однако в результате экспертизы ФБР было установлено, что конструктивные особенности конкретного пистолета не позволяют произвести выстрел, без нажатия на спусковой крючок.
Следствие официально признало, что Болдуин не знал и не мог знать заряжен ли пистолет и, если да, то какими патронами, так как за безопасность на съемках с участием огнестрельного оружия отвечают первый ассистент режиссера и специалист по реквизиту. При этом источники из съемочной группы утверждают, что боевые патроны и боевое оружие постоянно находились на съемочной площадке «Ржавчины».
С точки зрения официально принятой техники безопасности работы с оружием, в Голливуде, так же как и в России, с бутафорским оружием предписывается обращаться так же, как с боевым.
Вот что сказал в недавнем интервью американский эксперт по оружию в кино Джозеф Фишер: «Мы соблюдаем безопасные расстояния и стараемся сделать так, чтобы актеры не стояли под стволами. Когда один актер стреляет, второй должен стоять чуть в стороне от траектории стрельбы».
Однако это не первый случай в Голливуде, когда из-за инцидента с огнестрельным оружием, погибает человек.
В октябре 1983-го на съемках сериала «Заговор» погиб актер Джон-Эрик Хексам: он случайно приставил себе к виску "Магнум" 44 калибра, заряженный холостыми патронами, и нажал на курок. Шумовые патроны, которыми был заряжен его пистолет, были покрыты металлической оболочкой — это делалось для того, чтобы звук выстрела был более громким. Твердые выбросы из дула пистолета разрушили часть черепа актера, вызвав обширное кровотечение и смерть.
В 1993-м сын Брюса Ли, актер Брэндон Ли погиб на съемках фильма «Ворон», когда в него выстрелил из неисправного оружия другой актер: он получил смертельное ранение в живот от плохо закрепленной вылетевшей из ствола перегородки, препятствующей вылету пули.
Итак, какие правила техники безопасности работы с оружием на площадке были нарушены на съемках фильма «Ржавчина»?
1. На съемочной площадке не должно быть боевого оружия и боевых патронов.
Пиротехники, специалисты по спецэффектам, каскадеры, ассистенты по реквизиту — специалисты этих департаментов способны безопасно выполнить любую киношную задачу без использования настоящего огнестрельного оружия.
2. Оружейным реквизитом должен заниматься квалифицированный специалист.
На самом деле, за каждый предмет на съемочной площадке должен отвечать конкретный департамент. На съемках не может быть «бесхозных» или «ничейных» объектов: приборов, боксов, стульев, костюмов, реквизита, еды, емкостей с жидкостями и т. п. И оружейный реквизит — не исключение.
Но заниматься макетами оружия на площадке должен специалист по оружию, а не случайный реквизитор или ассистент.
Именно этот специалист должен следить за состоянием макетов оружия, за регламентом их использования, консультировать членов съемочной группы по всем связанным с оружием вопросам.
В России оружием на съемочной площадке обычно занимается департамент пиротехники и SFX или специальные военные консультанты.
3. Правила техники безопасности при работе с макетами оружия должны выполняться неукоснительно.
Как говорится: «Раз в год и палка стреляет.» По этому техника безопасности гласит: обращаться с макетами оружия следует так же, как с настоящим оружием.
- Непосредственно перед передачей макета в руки актера следует произвести осмотр оружия на наличие в нем патронов (в магазине, в патроннике), произвести контрольный выстрел в воздух (нажать на спусковой крючок), поставить на предохранитель и только после этого передавать в руки другого человека.
- При работе в кадре с оружием категорически запрещается направлять дульный срез ствола на людей: никого и никогда не должно быть на траектории гипотетического выстрела. Камера и актеры должны быть заранее выставлены с учетом этого требования.
- Не следует так же, без производственной необходимости, нажимать на спусковой крючок макета.
- Актер должен получать макет оружия непосредственно из рук оружейника непосредственно перед работой в кадре, а после работы — отдать его обратно непосредственно в руки этого специалиста.
Я уверен в том, что выполнение этих несложных правил позволит полностью исключить трагические инциденты с оружием из съемочного процесса!