Публикации

Огнестрельное оружие для театров и киносъемок. Практические рекомендации по безопасному использованию.

Сегодня выстрел или размахивание пистолетом на сцене и в кино стали "драматически оправданным моментом".

Нынешние драматурги, режиссеры и зрители выросли на телевидении, кинофильмах да и улицах, на которых есть оружие. Это ни хорошо и ни плохо — такова реальность.


Но многие режиссеры и другие работники театров и кино мало что знают об оружии.

Они говорят: "Это всего лишь холостой пистолет, так зачем беспокоиться?"

Однако нам всем следует беспокоиться, потому что холостые пистолеты не на много безопаснее боевого огнестрельного оружия.

 

Технически, мы стараемся сделать в театре, шоу, кино все настолько реальным, насколько это возможно. Но это требует соблюдения жестких стандартов безопасности.


Учим матчасть!


Важно понимать, что даже в холостом оружии при выстреле происходит маленький взрыв, выброс пороховых газов и каких-то еще сгоревших и несгоревших веществ.


Большинство холостых патронов содержат вату или бумагу, пластмассовые (редко — металлические) заглушки или пыжи, предназначенные для удержания пороха в гильзе. Остатки этих веществ во время выстрела выбрасываются наружу через ствол.


Эти выбросы могут происходить из разных мест оружия, в зависимости от его конструктивных особенностей: из дульного среза ствола, из специальных технических отверстий, из щелей между деталями.

(Бывало и так, что пороховые газы разрывали даже само оружие, и от него отлетали какие-то его части. Но это, разумеется, уже форс-мажор.)


При попадании в человека, все это может вызвать ожоги и другие травмы различной степени тяжести.


Поэтому во время стрельбы, необходимо держать оружие на расстоянии вытянутой руки: подальше от тела, глаз и ушей.


Также следует помнить, что отстрелянные гильзы, выброшенные из автоматического оружия, очень горячие, поэтому нельзя допустить их попадания в людей, костюмы, какие-то поверхности, которые они могут повредить, на легковоспламеняющиеся поверхности или горючее.

(Например, я неоднократно был свидетелем того, как раскаленные гильзы попадали за шиворот актеров и каскадеров: это очень больно!)

 

Регламент работы с оружием на сцене или киносъемочной площадке. 


1. Главное правило и для сцены, и для реальной жизни гласит:

ОБРАЩАЙТЕСЬ СО ВСЕМ ОРУЖИЕМ ТАК, КАК-БУДТО ОНО ЗАРЯЖЕНО!


Любые «веселые игры» с оружием абсолютно запрещены. Даже если вы используете водяной пистолет-распылитель, в качестве репетиционного реквизита, обращаться с ним следует как с настоящим пистолетом. Это дисциплинирует.


2. Никогда не направляйте пистолет прямо на актера: всегда цельтесь немного в сторону. И ни в коем случае не направляйте его на аудиторию (в зрительный зал)!


3. Оружие нельзя просто оставить на столе для реквизита или в гримерке.


Реквизитор, назначенный оружейником, должен лично выдать оружие актеру в последний удобный момент перед его выходом на сцену (или в кадр) и забрать его, как только он вернется за кулисы. После чего оружие следует поставить на предохранитель и разрядить при первой же возможности.


Бывали случаи, когда, оружейник носил две или три кобуры на поясе плюс несколько наплечных кобур, просто чтобы собирать и контролировать все используемое оружие!

Но при большом количестве оружия (особенно стреляющего холостыми патронами), лучше приглашать нескольких оружейников.


4. Кстати, нужно не забывать, что по правилам безопасности, оружие и боеприпасы (даже холостые) перевозятся и хранятся в двух отдельных запертых сейфах.


5. Не все знают, но существует определенный протокол передачи оружия: когда оружейник передает огнестрельное оружие актеру, он ждет, пока актер скажет "Спасибо" или «Принял», и только после этого физически выпускает пистолет из своих рук. Этот же протокол соблюдается и при возврате оружия.


6. Актер не должен репетировать с оружием в одиночестве: часто окружающие могут увидеть то, что он может не заметить, когда увлечен игрой.

Поэтому одно из правил для репетиций с заряженным оружием гласит: если режиссер, оружейник или координатор боя крикнул "Стоп!" - все должны немедленно остановиться, а актер, держащий пистолет, должен отдать его оружейнику или осторожно положить на пол.


7. Необходимо также заранее продумать альтернативные сценарии действий, на случай, если оружие на сцене или в кадре заклинит или не сработает.


8. Еще одно замечание касается, так называемой, «сухой стрельбы»: то есть стрельбы из оружия без патрона в патроннике. Мало кто об этом знает, кроме специалистов, но бесцельное щелканье пустым пистолетом может привести к преждевременному износу механизмов и повреждению ударника.


Защита слуха при стрельбе — это насущная необходимость!


Громкость выстрела и место, в котором он производится определяют степень нагрузки на барабанные перепонки окружающих.


Например, в театре выстрел на авансцене будет звучать громче для зрителей, чем выстрел у задника сцены или за кулисами, в окружении драпировок и декораций. И, если это возможно, лучше поберечь уши зрителей.


На киносъемочной площадке так же необходимо соблюдать правила защиты слуха: удалять на безопасное расстояние от выстрелов всех, кого можно, а стреляющим актерам и тем, кто должен находиться рядом, выдавать шумопонижающие наушники или беруши.


Каждый раз, перед выстрелом в репетиционном зале или на киносъемочной площадке, если ситуация позволяет, следует громко объявить: "Стрельба на сцене!» или «Внимание, выстрел!» и отсчет: 1, 2, 3 (затем бах).


Регламент работы с оружием по отношению к внешнему миру.


Выстрелы всегда привлекают много внимания. Планируя использовать огнестрельное оружие на сцене или на киносъемочной площадке необходимо проинформировать об этом все "заинтересованные стороны".


Прежде всего, на площадке должен присутствовать лицензированный оружейник, который будет гарантировать, что это конкретное оружие безопасно для стрельбы.


О предстоящих выстрелах нужно заранее сообщить: охране, службам эксплуатации здания, управляющему помещения, коллегам в соседних репетиционных залах или офисах; в некоторых случаях — в местное полицейское управление, а в каких-то — и в пожарную службу.


Внешний контроль и проверку безопасности работы с оружием могут осуществлять представители самых разных служб и ведомств, в зависимости от федеральных законов, местных постановлений, внутренних правил и традиций конкретной локации.


Ответственные за оружие на сцене или площадке должны быть в состоянии предоставить проверяющим необходимую документацию и исчерпывающую информацию о том, как хранится оружие, кто непосредственно отвечает за уход за ним и его питание, кто использует его на сцене или площадке, в какой конкретно момент оно используется, и так далее.


Применительно к театру, к зрителям тоже необходимо проявить внимание.


Громкие выстрелы, которых не ожидаешь, могут очень сильно напугать зрителей.

А среди них может оказаться кто угодно: полицейские или профессиональные военные с ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство), люди со слуховыми аппаратами (которые могут быть оглушены неожиданным громким шумом), люди с сердечными заболеваниями и кардиостимуляторами (которые могу быть слишком напуганы), чрезмерно ревностные охранники с разрешениями на скрытое ношение.


Поэтому зрители должны быть предупреждены о том, что во время постановки будет стрельба: с помощью текстовых объявлений в фойе и/ или во время голосового объявления перед представлением.


Кстати, такие же объявления должны быть вывешены и за кулисами.

Был случай, когда непроинформированный охранник, услышав выстрелы, ворвался на сцену во время шоу с пистолетом наготове.


Пожалуйста, будьте осторожны с огнестрельным оружием!

Cписок актеров и представителей других творческих профессий, убитых холостым оружием, длинный и печальный.

(Яркий пример - недавняя Трагедия на фильме «Ржавчина» с участием Алека Болдуина )

 

Помните, что шоу не обязательно должно продолжаться любой ценой!

 

© Опубликовано на сайте 3xt.ru 7 сентября 2022 года. Частичное или полное копирование и перепубликация возможны только после получения согласия администрации сайта 3xt.ru