Технологии трюков и спецэффектов

+7 (905) 709-47-51
info@3xt.ru

Публикации

Риггинг в кино и шоу

Риггинг: совокупность оборудования, с помощью которого осуществляется статичный подвес, подъем и спуск фермовых конструкций, световых приборов и декораций, одежды сцены и звуковых систем, проекционного оборудования, экранов, а так же актёров и каскадёров во время трюковых сцен.

…Риггер владеет базовыми навыками альпинизма, ориентируется в «сопромате», знает геометрию, обладает пространственным воображением…

Риггер несет огромную ответственность: и за жизни людей, работающих внизу, и за безопасность будущего мероприятия…Условия работы риггера, как правило, экстремальны… 

      Риггинг (в современном понимании - система подвеса оборудования или людей) уходит корнями в далекое прошлое: в те старые добрые времена, когда отчаянные матросы лезли ввысь по мачтам, управляясь с корабельными снастями с помощью веревок, карабинов, ловких рук и собственной отваги.(Кстати говоря, дословно «rigging» означает «такелаж», так что происхождением своим риггинг обязан морскому делу).

  Сегодня условия работы не менее сложны: если оборудование подвешивается под крышей помещения, то риггера окружают пыль и темнота; при работе на улице мешают ветер, лед (покрывающий конструкции) и прочие капризы погоды. Не говоря уже о большой высоте, на которой производится подвес.

   С чего же начинается работа риггера?

   Сначала необходимо «попасть на потолок», где будет проводиться подвес. Это значит, что необходимо получить разрешение на работу и непременно выслушать главного инженера здания по поводу допустимых нагрузок.   

  Под потолком риггера может ожидать все, что угодно – вплоть до отсутствия мостков для передвижения во время работы. Они есть далеко не во всех зданиях, хотя между фальш-потолком и крышей предполагается наличие специальных конструкций для перемещений людей. В этом плане удобной площадкой считается Гостиный Двор: под его стеклянным атриумом подвешена люлька, которая перемещается в нескольких направлениях.    

  Для подъема и подвеса светового, звукового и декорационного оборудования используются лебедки. Все элементы подвеса должны быть обязательно сертифицированы, а лебедки – периодически проходить контрольное тестирование. Каждый риггер должен знать все стандарты подвесных элементов и разбираться в системах величин (то есть уметь переводить килограммы в ньютоны и наоборот, даже если его разбудят среди ночи).   

  В процессе работы риггеры используют веревки, цепи, фиксирующие карабины, полиспасты (системы блоков для облегчения вытягивания веревки), тросы, спансеты (многослойные прочные ленты с добавлением кевлара (TM)) и другие разные важные приспособления.   

  Поскольку время на монтаж оборудования всегда строго ограничено (аренда зала, сроки тура и прочие условия шоу-бизнеса), то работать приходится быстро и четко. На потолок риггеры поднимаются только парами (как альпинисты во время восхождения).   

    С «земли» работой руководит граунд-риггер (ground-rigger): профессионал, который знает, что и как нужно делать для получения наилучшего результата (сам когда-то работал там, наверху…). От него в первую очередь требуется контроль над состоянием лебедок и четкое понимание процесса. Инструмент граунд-риггера – лазерная указка, которой он показывает точки для подвеса лебедок.   

  Непосредственно подвесом занимаются скай-фолдеры (sky-folders), в вольном переводе «высотники». Кроме знания геометрии, они должны действовать гибко и исходить из предложенных обстоятельств.   

    Например: не всегда точка подвеса находится в доступном месте, и тогда нужно искать другие варианты, распределяя нагрузку на две или три дополнительные точки.

Работа их крайне ответственна, ведь любой, даже небольшой, упавший вниз предмет может стать причиной травмы работающих внизу людей.   

    Есть невеселый анекдот на эту тему: падают два риггера, старый и молодой.

Молодой и неопытный кричит: «А-а-а-а!…»

А старый профессионал кричит: «Го-о-о-ловы-ы-ы-ы!…»

Так что, как видите, для настоящего риггера безопасность находящихся внизу людей - превыше всего…   

    Что касается общих тенденций в сфере риггинга, то российские прокатные и кино-компании вместе с парком оборудования обычно имеют и свою команду по подвесу. На Западе, напротив, существует практика специализированных риггинговых компаний. По словам профессионалов, в скором времени эта практика приживется и у нас.    

 

Смотри также - Риггинг, полёты, спецэффекты

 

 

Источник: Ивентмаркет.ру


Связаться: info@3xt.ru
© 2008-2019, компания Трикст.