Публикации

Риггинг в кино и шоу

В переводе с английского, «rigging» означает «такелаж», и происхождением своим он действительно обязан морскому делу.

Приблизительное общее, но не исчерпывающее, определения риггинга может быть таким: "Риггинг: совокупность оборудования и технологий, с помощью которых осуществляется статичный подвес, подъем и спуск фермовых конструкций, световых приборов и декораций, одежды сцены и звуковых систем, проекционного оборудования, экранов, а так же актёров и каскадёров во время трюковых сцен."

Я бы разделил его на следующие направления:

 - стороительное, то есть "такелажные работы"

 - риггинг сценического и концертного оборудования в шоу-бизнесе

- риггинг сценического оборудования в театре ("театральная машинерия")

 - трюковой или каскадерский риггинг, применяемый для подвеса и перемещения людей.

При общем сходстве, эти направления серьезно отличаются друг от друга: стройка - это отдельный мир, а театр, кино и шоу, хотя и являются частями одной культуры развлечений, очень различны изнутри и технологиями, и субкультурами.

Риггер, соответственно - это специалист по риггингу. Он должен владеть базовыми навыками альпинизма, ориентироваться в «сопромате» и геометрии, обладать пространственным воображением…

Риггеры, занимающиеся непосредственно подвесом на высоте, на западе называются по-разному: sky-folders, industrial climbers, у нас - высотники. 

На потолок высотники поднимаются только парами (как альпинисты во время восхождения). 

  

Работой риггеров-высотников руководит граунд-риггер (ground-rigger, то есть риггер-на-земле, у нас - бригадир высотников, риггинг-мастер). Как правило, это высотник с большим опытом, который "дорос до земли". 

От него, в первую очередь, требуются контроль состояния оборудования, понимание всех технологических процессов и координация работы высотников. Основные рабочие инструменты граунд-риггера – лазерная указка и рация. 

 

Условия работы риггеров-высотников далеки от комфорта и даже экстремальны. Под потолками в помещениях очень пыльно, жарко, душно и темно, а при работе на улице: холодно, жарко, дождь, снег, обледенение, ветер и прочие капризы погоды. 

В смысле технических условий работы, наверху риггера тоже может ожидать все, что угодно. Например, есть объекты, у которых отсутствуют мостки или другие конструкции наверху, для передвижения на ногах. В этом случае, работы выполняются с веревок: риггеры вывешиваются в каком-то удобном для этого месте, а затем так и передвигаются в подвешенном состоянии, как "человеки-пауки", последовательно перестегивая точки своего крепления и страховки.

Перед началом работ риггеры проходят инструктаж и получают схему допустимых нагрузок на конструкции по точкам от главного инженера здания. И не всегда нужная для подвеса точка находится в доступе. Тогда приходится искать другие варианты, распределяя нагрузку на две или три дополнительные точки.

Каждый риггер должен знать все стандарты подвесных элементов и разбираться в системах величин (то есть уметь с хода, в уме, переводить килограммы в ньютоны и наоборот).

Для подъема и подвеса светового, звукового и декорационного оборудования используются лебедки. Все элементы подвеса должны быть обязательно сертифицированы, а лебедки – периодически проходить контрольное тестирование.    

В процессе работы риггеры также используют веревки, цепи, фиксирующие карабины, полиспасты (системы блоков для облегчения вытягивания веревки), тросы, спансеты (многослойные прочные ленты с добавлением кевлара) и другие подобные приспособления.

   

Поскольку время на монтаж оборудования всегда строго ограничено (аренда зала, сроки тура и т.п.), то работать приходится и быстро, и безошибочно, одновременно: переделки или ошибки могут затормозить не только риггеров, но и все смежные департаменты. 

По этой причине, профессиональные команды проводят регулярные тренировки и учебные семинары, на которых специалисты оттачивают индивидуальные технические навыки и коллективное взаимодействие.

 

Вообще, эта работа еще и морально очень нагрузочна. Риггеры-высотники всегда работают параллельно с другими специалистами: под ними, на земле, всегда кто-то находится. Поэтому падение вниз даже мелких передметов категорически запрещено. Способность брать на себя ответственности за безопасность окружающих - это профессиональный риггерский навык.

На эту тему есть даже анекдот:  "Падают два риггера, старый и молодой.  Молодой кричит: «А-а-а-а!…», а старый спец кричит: «Го-о-о-ловы-ы-ы-ы!…»

Посмотреть материалы про каскадерский (трюковой) риггинг можно ЗДЕСЬ    

 

© Опубликовано на сайте 3xt.ru 11.06.2014. Частичная или полная перепубликация возможны только с разрешения владельцев сайта 3xt.ru