Публикации

Трюк "Прыжок через оконное стекло"

В последнее время к нам часто обращаются с запросом изготовить имитацию оконных или даже витринных стекол из сахарного стекла, для того чтобы актеры могли безопасно разбить их рукой, головой или телом в прыжке.

Хотелось бы пояснить некоторые нюансы этого очень непростого трюка.
Прежде всего, нужно понять, что изготовить из сахарного стекла большие плоские стекла, типа оконных или витринных, практически невозможно: этот материал слишком хрупкий. 
Поэтому на каждом этапе: на производстве, при упаковке, транспортировке, монтаже в декорациях - в общем, до самого последнего момента всегда есть риск того, что большое сахарное стекло треснет и развалится.
Таким образом, даже если не принимать во внимание дорогивизну этих изделий, всегда остается слишком большой риск срыва съемки или шоу. А это ничем нельзя оправдать.
 
Максимум, что можно сделать - это составить небольшую витрину из маленьких "сахарных стекол" в переплетной раме.
 
 
Однако создание такой декорации стоит очень и очень дорого, и далеко не всегда такие траты оправданны творческой задачей.
 
Как шутил один мой знакомый продюсер: "Такое может понадобиться, только если народный артист своим народным лицом будет бить стекло на крупном плане."
Но такого обычно не требуется, так как народные артисты очень трепетно относятся к своим лицам.

 
Поэтому для трюка "прыжка через оконное стекло" в подавляющем большинстве случаев используют, так называемое, закаленное стекло (его называют еще "каленым" или "сталинитом").
Это тоже стекло, но разбивается оно совсем иначе, нежели обычное оконное.
 
Обычное стекло разбивается всегда непредсказуемо. Оно может разбиться на несколько больших и тяжелых кусков, которые, как гильотина, упадут своими острыми торцами на исполнителя трюка; или оно может разбиться, образовав тончайшие длинные полосы с острыми игольчатыми концами, которые пробивают любую неметаллическую одежду и защиту (а в рыцарских доспехах, обычно, этот трюк не делают) и т.п.
В общем, обычное стекло бьется непредсказуемо, и поэтому очень опасно.
 
А вот упомянутая выше "калёнка" бьется совсем иначе. 
 
Во-первых, закаленное стекло очень твердое и прочное. Случайно разбить его, при транспортировке или установке по месту, практически невозможно. Даже если это огромное витринное стекло.
 
Во-вторых, если на этом стекле, в любом его месте, появляется трещина - она моментально распространяется на всю его плоскость во всех направлениях. То есть стоит надколоть его в любом месте - и все стекло лопается.
 
 
В некоторых старых фильмах об ограблениях эксплуатировался сюжет с витринами в ювелирных магазинах, покрытых некими "бронированными стеклами", которые нельзя разбить даже кувалдой.
"...Но если найти "точку напряжения" и ударить точно в нее - все стекло моментально рассыпается!..." 
 
Вот и реальное закаленное стекло разбивается/трескается/лопается моментально и сразу всей своей плоскостью на множество маленьких кусочков. То есть оно бьется без образования крупных тяжелых кусков или длинных тонких "игольчатых" фрагментов.
 
Да, это все равно стекло, и даже такие мелкие осколки могут поранить открытую кожу исполнителя. Но серьезных травм закаленное стекло не может нанести: только мелкие неглубокие порезы.
Именно поэтому его и используют в боковых стеклах современных автомобилей и остеклении общественных мест.
 
Поскольку каскадер не сможет разбить "каленку" ни рукой, ни даже всем телом в прыжке, для исполнения трюка потребуется помощь пиротехника.
 
Пиротехник, незаметно для камеры и зрителей, устанавливает на стекло специальные пиротехнические молотки: устройства, которые производят очень сильный точечный удар. Молотки надкалывают стекло, оно покрывается сеткой трещин, и ровно в этот момент каскадер влетает в него и выбивает собой уже готовые осколки.
 
Как это выглядит в кино, вы можете посмотреть в этих роликах: 
 
 

 

Разумеется это все "дедовские способы", и все чаще для создания таких эффектов используют CGI. Особенно за рубежом. 

Однако, в нашем кинопродакшене, и сахарное стекло, и закаленное регулярно востребованы.