Публикации
Постановка боёв
Для современного зрителя драки в кинофильмах - этоявление уже привычное. Но так было не всегда! Об истории становления кино-боёв и секретах этого мастерства рассказывает Александр Калтахчян.
ЗДЕСЬ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ПОСТАНОВОЧНЫЙ БОЙ
Бои в трюковом кино начинались с самого простого. Один человек как-бы бьет по лицу другого, и это нужно снять реалистично, и безопасно для актеров или каскадеров.
Сделать это достаточно просто: применяется принцип перекрытия. В постановке боев для кино он является одним из основных. Его суть заключается в том, что бьющий закрывает собой от камеры не существующую точку касания , а его партнер имитирует попадание удара в себя (отыгрывание). В результате, на экране мы наблюдаем «реальное воздействие». Либо просто камера выставляется под таким углом, с которого увидеть обман не возможно, и возникает иллюзия удара.
Первые вестерны и фильмы в жанре боевик ограничивались минимумом: пара размашистых ударов по лицу, и "плохой парень" падает. Коронкой "хорошего парня" было, после размена ударами, - выставить руку, блокировать удар противника и нанести свой завершающий. Тогда еще не снимали фильмов, в которых главный герой владел какими-то конкретными техниками единоборств, да и требования к спец эффектам, съемке и пластике движения были значительно ниже.
Первые боевики в жанре кунг-фу произвели настоящий фурор. Люди шли на них, чтобы посмотреть на «заморских драчунов», делающих невероятные вещи. И даже откровенно слабый сценарий не вызывал нареканий. В кино понадобились люди, владеющие единоборствами, техникой падений и зрелищных отыгрышей. Это и были первые профессиональные каскадеры со специализацией в боевых искусствах.
Их задачей было подменять актера во время исполнения особо сложных трюков и делать зрелищные отыгрыши. Одно дело - упасть от удара кулаком (хотя и это требует навыков и подготовки), и совсем другое - улететь от бокового удара ногой супермена, попутно проломив собой стену. Именно такой трюк выполнил молодой Джеки Чан (тогда еще малоизвестный) в фильме Брюса Ли. Подобные вещи требуют не только физической подготовки исполнителя, но и специального трюкового оборудования и слаженной деятельности всей трюковой команды.
Главная задача каскадеров на съемочной площадке - это не "просто сделать трюк", а подготовить и выполнить его в соответствии с замыслами режиссера.
На сегодняшний момент единоборства в кино представлены очень широко, а боевые искусства, и связанные с ними трюки, сами по себе, перестали быть "главной фишкой сценария" и лишь дополняют образ героя. Практически каждый герой боевика или сериала владеет каким-то стилем боевого искусства или просто вступает в рукопашные схватки. Профессиональная работа и навыки каскадеров помогают ему выглядеть максимально убедительно в своей роли, и делают его работу безопасной.
Кино это не цирк и не спорт. Здесь от человека не требуется показывать максимум физической подготовки. И тем не менее, каскадер может показать на экране такое, что в реальной жизни просто не возможно. На помощь приходит специальное оборудование, пиротехника, знание тонкостей съемки, актерское мастерство. В последствии, к этому добавится монтаж, компьютерная графика, что многократно усилит эффект.
Для подготовки к кино боям каскадеры используют специальные тренировки.
Например, такие:
ЗДЕСЬ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ПОСТАНОВОЧНЫЙ БОЙ
Сюда входят, как теоретические знания, так и практические занятия в спортзале, часто с использованием камеры: для развития чувства и умения работать именно для съемки.
Каскадеру-специалисту по единоборствам нужно уметь выглядеть в кадре (или подготовить актера) спецназовцем, осуществляющего захват преступника, или каратистом, или боксером и т.п.
Вариантов масса, и никогда не знаешь, что может понадобиться в следующий раз. Овладеть таким множеством стилей в реальной жизни затруднительно, а в кино это реально! Достаточно разбираться в стилевых особенностях и знать базовые движения (их не много), общие для любых видов боевых искусств, которые определяются биомеханикой человека вообще.