Публикации
Специальный реквизит в кино, театре, шоу
Специальный реквизит (спецреквизит) находится на границе двух миров: мира вещей (props) и мира спецэффектов (SFX).
Для того чтобы понять, что такое специальный реквизит, необходимо сначала понять, что такое "просто реквизит", и что такое спецэффекты.
Реквизи́т (от лат. requisitum) — комплекс вещей и объектов, которые нужны для производства театральных спектаклей, киносъемок, фотосессий, или в качестве образцов для художников и скульпторов и т.п.
Реквизитом могут выступать и настоящие, и бутафорские вещи.
Реквизит выполняет служебные (подсобные) функции, по отношению к главной идее и цели художественного произведения. Однако, его роль огромна, так как на впечатление зрителей влияют не только центральные послания художественного произведения ("мессиджи"), но и детали, которые остаются в фоне.
Реквизитом считаются: мебель, транспорт, документы, пресса, оружие, аксессуары одежды, мелкие (и не очень) предметы быта и тому подобное.
То есть реквизит - это стабильные вещи, предметы, объекты.
Спецэффекты - это не вещи. Спецэффекты - это происшествия, с ограниченным временем существования. Дождь, ветер, падающий и лежащий снег, огонь и горение чего-либо; взрыв, выстрел, имитация попадания пули, вспышка света, затемнение - все это эффекты, которые создают впечатления. Они очень сильны и значимы, но их невозможно зафиксировать (кроме как на кинопленку), взять в руки, положить на склад и т.п. Строго говоря, их даже невозможно несколько раз одинаково воспроизвести: каждый следующий спецэффект будет чем-то отличаться от предыдущего.
Так вот... Специальный реквизит - это вещи, которые позволяют создавать спецэффекты. Иногда ценой собственной "жизни"!
Например, бутылка из сахарного стекла: в начале сцены - это предмет, а в конце, когда ее разбивают о голову какого-нибудь персонажа, она становится грудой осколков. Но самое главное происходит именно посередине: самое главное - это сам момент разбивания!
Или телескопический нож: в первый момент - просто нож, а через секунду - нож, воткнутый в тело человека. И, опять, главная работа такого ножа - это движение лезвия: динамическая иллюзия втыкания.
То же можно отнести к телескопическому шприцу, оружию, которое имитирует выстрел, к управляемому пожару (который вспыхивает или гаснет, по команде режиссера), к "тлеющей" бутафорской сигарете и т.д., и т.п.
Таким образом, специальный реквизит работает не статичным присутствием, а своим динамическим изменением. И это намного зрелищнее!
Мастера по спецреквизиту - это уникальные люди. Они, с одной стороны, должны уметь решать нетривиальные технические задачи, а с другой - художественные.
Наработка знаний, навыков, технологий, производственных мощностей и инструментария для производства спецреквизита занимает не один год.
Но результат стоит того! Даже сейчас не все эффекты можно качественно нарисовать на компьютере (CGI), и специальный реквизит часто спасает некоторые "нетривиальные режиссерские идеи".
© Опубликовано на сайте 3xt.ru 25.08.2017. Частичная или полная перепубликация возможны только с разрешения владельцев сайта 3xt.ru