Публикации

Специальный реквизит в кино, театре, шоу

КУПИТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕКВИЗИТ

 

Специальный реквизит (спецреквизит) находится на границе двух миров: мира вещей (props) и мира визуальных эффектов или спецэффектов (SFX).

Для того чтобы понять, что такое специальный реквизит, необходимо, прежде всего, дать определение самому понятию реквизит.

Наиболее распространенное и понятное следующее:

Реквизи́т (от лат. requisitum) — комплекс вещей и объектов, которые нужны для производства театральных спектаклей, киносъемок, фотосессий, в качестве образцов для художников и скульпторов и т.п.

Реквизитом могут выступать, и настоящие, и бутафорские вещи.

Реквизит - выполняет служебные (подсобные) функции, по отношению к главной идее и цели художественного произведения. Однако, его роль огромна, т.к. зритель воспринимает не только центральные или основные послания (сейчас в ходу слово "мессиджи"), но, подсознательно, и фон, и детали. 

Реквизитом считаются: мебель, транспорт,  документы,  пресса, оружие,  аксессуары одежды, мелкие (и не очень) предметы быта и тому подобное.

Т.е. реквизит - это стабильные вещи, предметы, объекты.

Спецэффекты - это не вещи. Это именно происшествия, с ограниченным временем существования. Дождь, ветер, падающий и лежащий снег, огонь и горение чего-либо; взрыв, выстрел, попадание пули, вспышка света, затемнение - все это визуальные эффекты, которые создают впечатления. Они очень сильны и значимы, но их невозможно зафиксировать (кроме как на кинопленку), взять в руки, положить на склад и т.п. Строго говоря, их даже невозможно несколько раз одинаково воспроизвести: каждый следующий дубль будет чем-то отличаться от предыдущего.

Так вот... Специальный реквизит - это вещи, основная задача которых создавать яркие и впечатляющие эффекты. Иногда ценой собственной "жизни"! 

Например, бутылка из сахарного стекла: в первый момент сцены - это вещь - бутылка, а в следующий - ее разбивают о голову какого-нибудь персонажа, и она становится грудой осколков. Но самое главное происходит именно по середине - между этими крайностями: самое главное - это сам эффект разбивания.

Или телескопический нож, который в первый момент - просто нож, а затем - как бы втыкается в тело человека. И опять, самое главное его "дело" в этой сцене - это движение лезвия - сам эффект втыкания.

То же можно отнести и "стреляющему" оружию (которое имитирует выстрел), и к "горящим углям", и к "тлеющей" бутафорской сигарете, втыкающемуся в руку шприцу...

Таким образом, специальный реквизит работает не просто своим статичным присутствием в кадре или визуальном пространстве - он всегда связан с какой-то динамикой: задействован в каком-то экшене, движении, изменениях. И основная задача спецреквизита - это создание яркого динамического эффекта и, следовательно, сильного впечатления у зрителей.

И занимаются производством и арендой специального реквизита не реквизиторы и художники, а специалисты по спецэффектам (SFX).

Мастера по спецреквизиту - это уникальные люди. Они, с одной стороны, должны уметь решать нетривиальные технические задачи, а с другой - художественные. Т.е. специальный реквизит и в этом аспекте находится на границе двух миров.

Как правило, наработка знаний, навыков, технологий, производственных мощностей и инструментария для производства спецреквизита занимает не один год. Но результат стоит того! Далеко не все эффекты можно качественно нарисовать на компьютере (CGI), и специальный реквизит, своей реалистичностью частенько спасает самые смелые режиссерские задумки.

 Так что, даже в наш полностью компьютеризированный век, спецреквизит остается актуальным и востребованным.

КУПИТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕКВИЗИТ