Публикации
Краткая история каскадеров СССР и России
На снимке - студент Артиллеристской академии имени Ф. Дзержинского старший лейтенант Г. Н. Филонов совершает прыжок на мотоцикле через автомобиль.
Эта статья была опубликована много лет назад на сайте "Энциклопедия кино". Одиним из авторов указан известный российский киновед и архивист Петр Багров (с 2019 года возглавляет киноотдел Музея Истмана в Рочестере). Информации о двух других авторах мне найти не удалось. Вышеуказанного сайта уже не существует.
На протяжении всей истории советского кино профессия каскадера — исполнителя кинотрюков — отсутствовала в Едином тарифно-квалификационном справочнике рабочих и служащих СССР.
Существуя де-факто, профессия не существовала де-юре, хотя потребность кинематографа в трюковых сценах очевидна. Еще в период немого кино актерам приходилось одновременно быть и каскадерами — достаточно вспомнить Бастера Китона, Макса Линдера и Чарли Чаплина.
В советских кино-школах и мастерских 1920-х гг. обучение поначалу строилось на подражании звездам американских комических и приключенческих лент (практически на точном копировании западных образцов), поэтому искусству выполнения трюков обучались даже раньше, чем актерскому мастерству.
Выполнить опасный для жизни трюк и у ФЭКСов, и в мастерской Льва Кулешова считалось особым шиком: кулешовцы даже учредили шуточную медаль за исполнение таких трюков. Да и в Государственном Техникуме Кинематографии (где начинал Кулешов) к физической тренировке актеров с первых дней относились очень серьезно, несмотря на протесты патриархов во главе с Владимиром Гардиным, настаивавшим на обязательном приглашении дублеров. Таким образом, в 1920-е гг. актеры были отлично подготовлены физически и вполне справлялись с самыми “головоломными” каскадами.
Звезда “коммерческого” кинематографа Галина Кравченко начинала свою карьеру как наездница-дублерша. Игорь Ильинский считается одним из основоположников исполнения трюковых номеров в отечественном кинематографе. Да и в 1940-е гг. Фаина Раневская, в отсутствие дублера, сама скатывалась с лестницы в фильме Весна (1947).
Однако, по мере усложнения трюков, появилась потребность в профессиональных каскадерах.
Одним из первых советских фильмов, с использованием дублеров, стали "Веселые ребята" Григория Александрова (1934): в знаменитой сцене драки музыкантов-актеров заменили боксеры.
В 1938 г. на Мосфильме, для съемок картины Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", была сформирована "группа трюковых артистов”, под руководством Глеба Рождественского. Они должны были уметь джигитовать, фехтовать и прыгать с 5-метровой высоты.
Из 500 претендентов-спортсменов конкурс прошли лишь 40. В сцене Ледового побоища в воду на понтонах опускали толстый слой льда, с которого скатывались “псы-рыцари” в тяжелых латах: их вытаскивала специальная команда пловцов.
Трюковые актеры группы Рождественского умели и “гореть” (Виктор Лебедев в фильме "Великий воин Албании Скандербег", 1953), и “тонуть” (он же — в "Повести пламенных лет", 1960), и обгонять скачущих лошадей (Рождественский в "Минине и Пожарском", 1939). Группа участвовала в фильмах самых разных жанров, значительное место среди которых занимали, конечно, батальные картины. В "Адмирале Нахимове" (1946) группа играла матросов и изображала все рукопашные бои. В "Сталинградской битве" (1949) — организовывала взрывы.
В конце 1940-х в обиход советского кино вошли конные трюки. Причиной тому, как гласит известная байка, стало восклицание Иосифа Сталина во время просмотра очередного вестерна: “Почему наши режиссеры не снимают такие картины!?”. На возражение: “Это же безыдейный фильм!” Сталин ответил: Зато какие смелые люди!”. Так появился фильм "Смелые люди" (1948), в котором, впервые в советском кино, Алибеком Кантемировым была разработана и выполнена техника подсечки (падение с лошадью).
Подсечка станет, впоследствии, классическим конным трюком, а правила Кантемирова — основой техники нескольких поколений конных каскадеров.
Большой вклад в трюковую культуру внес и Петр Тимофеев - выходец из кантемировского конного цирка. К середине 1960-х гг. он снялся более чем в 40 картинах. Среди фильмов с его участием — "Кочубей" (1958), "Бег" (1970), "Ватерлоо" (1970), "Тихий Дон" (1957—1958), "Белое солнце пустыни" (1969). Одной из наиболее удачных его “ролей” стал Ахмет, мчавшийся на лошади вровень с поездом и вытаскивавший через окно Кочубея.
К середине 1960-х группа трюковых актеров на Мосфильме практически распалась: по мнению актерского отдела, удобнее было заключать разовые контракты с профессиональными спортсменами или артистами цирка.
1 февраля 1961 г. были введены в действие “Правила по технике безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии на киностудиях СССР”.
Согласно им, производство трюковых съемок регламентировалось следующим образом:
“п. 422. Исполнение опасных трюковых кадров (полеты в воздухе, прыжки с высоты, прыжки в воду, падения и т.п.), связанные с каким-либо риском для жизни или здоровья исполнителей, должно поручаться лишь актерам, прошедшим специальную подготовку в безопасных условиях. В противном случае эти действия должны выполняться специалистами-дублерами.
п. 423. Все опасные трюки должны заменяться комбинированными съемками. (…).
п. 425. Всякого рода действия актеров, представляющие опасность для их здоровья, хотя бы они осуществлялись в целях создания наиболее правдивой передачи трюка, категорически воспрещаются”.
Несмотря на строжайший запрет, многие актеры хотели выполнять трюки самостоятельно. Иногда такие эксперименты оканчивались трагически: на съемках фильма "Так еще никто не любил" (вышел под названием "Цветок на камне" в 1962 г.) погибла в огне актриса Инна Бурдученко, на съемках "Директора" Алексея Салтыкова (1965) погиб актер Евгений Урбанский.
В 1965 г. для съемок картины Сергея Бондарчука "Война и мир" (1965—1967) на Мосфильме был создан Отдельный кавалерийский полк. К этому времени кавалерии в СССР уже не существовало, и решено было организовать регулярную воинскую часть, где могли бы проходить службу призывники (позднее именно там служил известный актер и каскадер Андрей Ростоцкий).
В 1968 г. в состав кинематографического полка вошла и специальная танковая рота, созданная для съемок киноэпопеи Юрия Озерова "Освобождение" (1968—1971). К концу 1970-х полк участвовал в более чем 150 фильмах, причем, после каждой картины, его арсенал пополнялся: пушки I Мировой войны, броневики Гражданской, “катюши”, советские, немецкие и японские танки времен Халхин-Гола, и даже американские.
Служащие полка участвовали в съемках "Потопа" (1974) Ежи Гофмана, играя в батальных сценах польских “крылатых” гусар (“крылья” — приспособление против возможного применения противником аркана и для устрашения врагов).
Танкисты — механики-водители — славились высоким мастерством и быстрой реакцией. Кроме того, танковая часть была неплохо оснащена технически: для съемок эпизода перехода через Карпаты в "Солдатах свободы" (1977) танки надо было поднять по отвесному склону. Чтобы максимально исключить риск для танкистов, было создано специальное подъемное устройство.
К середине 1980-х сформировалось несколько направлений в каскадерском искусстве:
- “зрелищные” спортивные трюки (Илья Сысоев, Олег Корытин, Улдис Вейспал, Олег Федулов, Массарский и др.);
- конные (группа Усена Кудайбергенова, Александр Ходюшин, Кантемиров);
- авто и мототрюки (первый в отечественном кино автотрюк исполнил Александр Микулин, проехав на легковой машине под грузовиком в фильме "Берегись автомобиля", 1966).
Появилась и каскадера-постановщика.
Однако, в трудовых книжках представители каскадерского цеха по-прежнему значились дворниками, малярами, сторожами или, в лучшем случае, спортивными тренерам.
Кинокаскадеров было немного — они ощущали себя настоящей кастой, войти в которую людям со стороны было крайне сложно.
Всю работу делили между собой примерно 120 человек (на Мосфильме трудилось около 80). Максимальная стоимость трюка не превышала 56 рублей. Чтобы получить больше, нужно было договариваться с оператором: он “браковал” первый, а то и второй дубль (по распоряжению Госкино их должно было быть не более двух), а за повторное исполнение трюка каскадеру полагалась надбавка в 50 % от утвержденной ставки.
В 1970-е каскадеры стали создавать различные профессиональные объединения.
В 1976 г. студенты Севастопольского приборостроительного института организовали мотоклуб “Моя Родина – СССР”, который в 1979 г. подготовил свою программу автородео. Снятая на кинопленку, она заинтересовала Одесскую киностудию, Мосфильм, и Ленфильм. Так возникла группа “Млечный путь”, которую возглавил инженер, кандидат в мастера спорта Василий Будишевский.
Группа работала преимущественно на Ялтинской киностудии. Ее участники занимались акробатикой, гимнастикой, легкой атлетикой и участвовали в съемках фильмов "Акванавты" (1979), "Второй раз в Крыму" (1984), "Соперницы" (1985) и др.
В Москве Николай Карпов, преподаватель сценического движения и сценического боя в ГИТИСе, постановщик и участник боев в фильмах "Эскадрон гусар летучих" (1980), "Ярослав Мудрый" (1981), "Инспектор Лосев" (1983), "И на камнях растут деревья" (1985) и др., организовал свою группу каскадеров. В нее входили и спортсмены (Александр Малышев, легкоатлет, бобслеист, и др.), и профессиональные актеры (Ростоцкий, Геннадий Богданов).
В 1976 г. на Одесской киностудии была создана Школа каскадеров Владимира Жарикова. Пройти конкурс было крайне трудно: из 25 претендентов оставался один. Каскадеры Жарикова принимали участие в работе над фильмами "Место встречи изменить нельзя" (1979), "Пираты ХХ века" (1979), "Сыщик" (1979), "Телохранитель" (1980), "В начале славных дел" (1980) и др.
Жариков ратовал за создание комплексного каскадерского центра, в который должны входить: школа по подготовке каскадеров-профессионалов, тренажерно-тренировочный комплекс, материально-техническая база (автомобили, мотоциклы и другая техника), автомастерская, конюшня, конструкторское бюро для разработки и проектирования любых технических приспособлений.
Он же сделал попытку объединить наиболее профессиональных каскадеров страны. В его группе работали: Александр Филатов (Киев), Ходюшин, Николай Сысоев, Корытин (Ленинград), Вейспал (Рига), Виктор Иванов (Москва), Федулов (Одесса).
Среди их рекордов в кино: падение с высоты 6 метров в горную речку с валунами ("Телохранитель"); сабельная схватка ("В начале славных дел"), в которойй двое участников падали с крепостной стены — один с 7, другой — с 11 метров; и, конечно, знаменитая сцена с утонувшим в реке “студебеккером” в "Месте встречи…", исполненная Жариковым и Федуловым. В том же фильме Жариков исполнял очень рискованную сцену выбивания стекла в ресторане: к тому времени в мире уже существовал безопасный заменитель стекла для подобных съемок, но на советских студиях он еще отсутствовал.
Демонстрируя высокое мастерство и рискуя жизнью, каскадеры продолжали получать весьма скромные гонорары: например, за участие в съемках фильма "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (1982), заработок за полтора месяца сложнейшей работы составлял не более 300 рублей.
На Ленфильме существовала группа каскадеров под управлением Массарского — заслуженного тренера РСФСР, изобретателя, преподавателя дзю-до, профессионального каскадера.
Массарский пришел в кино в 1949 г., на съемки фильма "Звезда". Позднее стал консультантом по трюковым съемкам, принимал участие в работе над фильмами "Белое солнце пустыни" (1969), "Мертвый сезон" (1968), "Республика ШКИД" (1966), "Три толстяка" (1966), "Человек-амфибия" (1961), "Стрелы Робин Гуда" (1975), "Блокада" (1974—1977), "Звезда пленительного счастья" (1975) и др.
В группе Массарского работали спортсмены: борцы, конники, фехтовальщики, водолазы, автомотогонщики и др. Массарский выступал и как автор трюков: разрабатывал не только его детали, но и техническое оснащение. Им было сконструировано, например, устройство, отбрасывающее в сторону солдата, “взорвавшегося на мине”. Кроме того, Массарский разработал специальную аппаратуру для подводной кино-фотосъемки.
В 1986 г. на ХIХ ВКФ в Алма-Ате, впервые в истории отечественного кинематографа, группа каскадеров под управлением Кудайбергенова (Киргизия, среди участников группы — Сатар и Султан Дикомбаевы, Коста Бутаев) получила специальный приз за лучшую постановку и исполнение трюков в фильме "Капкан для шакалов" (1985). Там каскадеры занимались фехтованием, джигитовкой... Было даже падение горящей машины в воду с 30-метрового обрыва.
Группа Кудайбергенова не раз обращалась в Госкино с предложениями об организационной структуре объединения, об изменении гонорарных ставок, о путях и возможностях “самоокупаемости” (например, проведении авто-конного родео во время простоев). Однако, ни на одно предложение ответа из Госкино не последовало.
В 1985 г. Приказом № 220 от 27.06.85 Госкино определило организацию трюковых съемок в кинематографе. Появилось удостоверение “исполнителя трюковых съемок” (слово “каскадер” Госкино не приняло) и положение об оплате труда.
Правда, данный документ имел скорее негативные последствия. По положению Приказа, к исполнению трюков допускались лишь мастера спорта, что поощряло дилетантский подход к делу: получалось, что профессиональное обучение каскадеру не нужно, достаточно быть спортсменом со званием. По мнению многих профессиональных каскадеров, именно этот Приказ дал “зеленый свет” кустарному способу производства трюков. А проводниками этой линии стали новоиспеченные "организаторы трюковых съемок", введенные в штатные расписания Мосфильма, Ленфильма, студии им. А. Довженко, Рижской киностудии: в аттестационных комиссиях по отбору исполнителей трюков практически не было известных и опытных мастеров.
В 1988 г. на специальной конференции в Госкино СССР по проблемам организации трюковых съемок представители аттестационных комиссий заявили, что существует переизбыток аттестованных каскадеров, и в ближайшие пять лет кинематограф не будет испытывать нужды в новых кадрах.
Статус каскадеров по-прежнему оставался неопределенным. О защите профессиональных и социальных прав речь не шла. Не существовало выплат по больничным листам, права на социальное страхование, на санаторно-курортное лечение и т. д. В новом Законе о пенсиях о каскадерах также не говорилось, так как представители Госкомтруда и ВЦСПС не знали, к какой категории их отнести.
Несмотря на это, за десятилетия в каскадерском деле образовались самостоятельные профессии: собственно кинокаскадер (исполнитель трюков, трюковой актер), постановщик трюковых сцен, трюковой тренер и мастер по изготовлению технических и страховочных приспособлений.
В конце 1980-х—начале 1990-х возникают самостоятельные каскадерские школы и группы.
В 1987 г., по распоряжению Госкомспорта, создан театр “Каскадер”, который возглавили сыновья Кантемирова — Ирбек и Мухтарбек.
Юрий Сальников, каскадер, работавший в "Вечном зове" (1976—1983), "Людях в океане" (1980), где он мастерски исполнял “драки” и делал трюки на воде, создал в Москве свою школу “Аква-трюк”.
Жариков организует частную киностудию “Мустанг”.
В 1993 г. Игорь Панин создаст объединение каскадеров “Мастер”, которое станет проводить ежегодный международный фестиваль каскадеров “Прометей”, чемпионат по историческому фехтованию “Меч России” и откроет собственную каскадерскую школу и историко-культурный комплекс “Сетуньский стан”, посвященный истории древней Руси.
В начале 1990-х необходимость объединения и координации усилий станет очевидной.
Презентация ассоциации “Каскадеры России” (АКР), объединившей около 150 исполнителей трюков в кино из стран бывшего СССР, произошла через два месяца после того, как профессия “каскадер” впервые получила официальную регистрацию (в министерстве труда России).
(Ассоциацию представляли ассы: Виктор Григорьев, дублировавший Андрея Миронова в "Человеке с бульвара Капуцинов" (1987), Александр Массарский, "дравшийся" на баркасе вместо Павла Луспекаева ("Белое солнце пустыни", 1969), Константин Демахин, исполнитель автотрюков, Александр Иншаков, абсолютный чемпион СССР по тхэквандо, работавший более чем в 150 фильмах, и др.
АКР намеревалась добиваться достойной оплаты труда каскадеров и обеспечивать их юридическую и материальную поддержку.
Ассоцией, в частности, были утверждены пенсии двум каскадерам — Александру Карину, получившему травму позвоночника на I Всемирном фестивале каскадеров в Тулузе (1989) при падении с 70-метровой высоты, и обреченному на полную неподвижность, и Олегу Савосину, работавшему на картинах "Неуловимые мстители" (1966), "Место встречи изменить нельзя" (1979) и многих других.
По замыслу инициаторов Ассоциации, ее первейшей задачей должна была стать защита прав представителей "профессии повышенного риска", создание условий для объединения профессиональных кадров, улучшения условий их работы, материальная и социальная защищенность в эпоху правового беспредела и экономической нестабильности.
На базе ассоциации была создана компания “Аватар-фильм”, которая произвела фильмы "Крестоносец" (1995), "Рыцарский роман" (2000), документальный сериал "Каскадеры России" (2003), телесериал "Бригада" (2002) и обслужила большинство российских кинопроектов ("Сибирский цирюльник" (1999) и “Антикиллер” (2002) и др.).
С 1995 г. АКР начала проводить “Бои без правил” на базе боевого самбо, а с 2001 г. — фестиваль профессиональных каскадеров.
АКР взяла на себя социальную защиту ушедших на пенсию каскадеров, юридическую поддержку членов ассоциации и отчасти выполняла функции кадрового агентства.
После обвала кинопроизводства конкуренция между каскадерами ужесточилась, взаимные упреки и обвинения в непрофессионализме многочисленных школ, объединений и ассоциаций стали регулярными.
Каскадерское сообщество оказалось расколотым, и проявившиеся противоречия, к сожалению, не позволили АКР стать единой гильдией или профессиональным союзом.
Авторы текста: Петр Багров, Максим Медведев, Анна Смертина.