Публикации

Кто не является постановщиком трюков

 Постановщик трюков - одна из самых загодчных, по своим "служебным обязанностям", профессий в кино.

Определение этой профессии, данное еще советскими чиновниками, рисует нам гуманиста, прежде всего, ценящего жизнь и здоровье людей ; интеллектуала и эрудита, который обладает энциклопедическими знаниями во всех технических дисциплинах, общается с коллегами по всему миру, читает литературу на разных языках;  супермена, который, по крайней мере в прошлом, сам был талантливым каскадером-универсалом и лично выполнял трюки в разных дисциплинах и т.п.

Но даже в этом утопическом описании, которое не подходит ни одному реальному постановщику, ни слова не сказано, например, ни о каких административно-хозяйственных обязанностях. И, вероятно, потому, что никаких административных обязанностей постановщик трюков выполнять не должен! А должен он заниматься трюковым творчеством и безопасностью людей.

В реальности же все ровно наоборот: тот, кто проявил административную  ловкость или коммерческую хватку, получил подряд на трюковую работу, сторговался по ценам с заказчиками, нанял исполнителей и т.п. - тот и становится постановщиком трюков на проекте! Бывает даже так, что титульный постановщик трюков вообще не появляется на площадке, а разрабатывают, ставят и исполняют трюки нанятые каскадеры.  И, надо сказать, что такое "совмещение ролей" не проходит бесследно. Если каскадеры спустя рукава отнесутся к обязанностям постановщика трюков, то, вероятнее всего, постарадает качество полученной на пленке "картинки": взгляд со стороны, "обратная связь", корректировка исполнения очень важны. Если же каскадеры будут слишком сосредоточены на обязанностях постановщика: общении с режиссером и оператором, просмотре плейбека после каждого дубля и т.п. - есть большая вероятность того, что пострадает качество исполнения или, что самое плохое, безопасность людей. В процессе работы трюкач должен быть сосредоточен и нацелен только на выполнение конкретной трюковой задачи: всё внимание, психологические и физические силы должны быть использованы только для этого. Любое отвлечение может пагубно сказаться и на качестве исполнения, и на безопасности.

Во время съемок, каскадер, условно, "беспомощен" во всем, кроме своего трюка: вплоть до  того, что его приводят "за руку" на площадку и бережно уводят после исполнения. Постоянный мониторинг площадки, трюкового оборудования и страховки, готовности камеры, перемещений оборудования других цехов, предварительная синхронизация и дублирование команд для всех служб во время съемки и т.п. - все это обязанности постановщика трюков, на которые не может и не должен отвлекаться каскадер-исполнитель. В истории трюкового кино с самых давних времен и до нашего времени, совмещение обязанностей постановщика трюков и исполнителя не раз приводило к травмам:

- рабочие спутали воду с бензином - постановщик-исполнитель обгорел;

- перетерся трос - постановщик-исполнитель упал;

- постановщик не приехал на съемку - никто не заметил, как расплелся трос: упал актер, выполнявший трюк;

- постановщик не приехал на площадку - режиссер настоял на использовании в драке настоящего, а не бутафорского ножа: глубокий порез у актера;

- постановщик не приехал на площадку - каскадера, который изображал утопленника в бутафорской резиновой полной маске на задержке дыхания, отнесло течением с мелководья на середину реки.  После "стопа" о нем все забыли: каскадер чуть не утонул на глазах у съемочной группы;

- постановщик (опытнейший гонщик!) сам сел за руль дорогого автомобиля: все живы-здоровы, но автомобиль разбит  и т.п.

Более серьезные происшествия, о которых уже много писалось, имели, в основе своей, ту же причину:  отсутствие твердого централизованного вдумчивого управления всей трюковой площадкой (В следствие физического отсутствия постановщика трюков, слабой дисциплины или совмещения должности постановщика трюков с другими обязанностями.)

Опытные каскадеры, много лет проработавшие в кино, просто не выйдут на площадку с незнакомым постановщиком трюков, или в его отсутствие.

В этой связи, много опасений вызывают, так называемые, "правые руки": помощники постановщиков трюков, которые пытаются "замещать" их на площадках. Есть мнение, что лучше работать совсем без страховки, чем с ненадежной страховкой: откровенная опасность лучше иллюзии безопасности. "Заместитель" - это и есть "иллюзия постановщика". Кто же он? Официально - никто, т.е. не несет ни моральной, ни материальной ответственности. Как правило, молод и амбициозен, а жизненного и постановочного опыта мало. Если он ошибется, его карьера, разумеется, на этом закончится. Но кого будет волновать его карьера, если пострадают люди?! 

Так же настораживают пиротехники, автогонщики, риггеры, акробаты, которые неожиданно оказываются на площадках, в качестве постановщиков трюков. Безусловно, люди, долго проработавшие в "экстремальных профессиях", лучше многих справятся с обеспечением безопасности, а многолетняя работа в кино дает общее представление о том, как функционирует съемочная площадка и т.п., но необходимо помнить: ПОСТАНОВЩИК ТРЮКОВ - ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ, функции которой плохо совместимы с другой деятельностью в рамках одного проекта. (Думаю, что вряд  ли кто-то встречал рабочего площадки, светика или поставца, которые давали бы советы оператору и режиссеру, а вот каскадеры довольно часто пытаются "выставлять кадр"!)

Постановщик трюков - это не почетное звание, не генеральский чин в "каскадерских киновойсках", к которому должен стремиться любой "хороший солдат", это - отдельная профессия, которой необходимо обучаться, и которая не всем подходит. Талантливый трюкач может оказаться плохим постановщиком трюков. И уж тем более не должны автоматически называться постановщиками трюков администраторы или бизнесмены от кино: каждому - свое.

 

Опубликовано на сайте  3xt.ru  20 июня 2013 года. Перепечатка - с согласия администрации сайта.

Источник: Компания 3xt