Публикации
Олег Корытин
Разбить автомобиль — дело нехитрое. Но разбить его красиво, эффектно, успев запечатлеть быстротечный процесс на камеру, и при этом выполнить все без особого риска для каскадёра-водителя, — это даже не мастерство, это — искусство. Для этого нужны точнейший расчет и терпение...
На вопросы корреспондентов отвечает Олег Корытин...
- А как же не «плющатся» те машины с каскадерами-дублерами, что бьются на сотне км/ч друг об друга, летают и горят?
- Э-э, тут главное — как подготовишь, так и полетишь. Любое транспортное средство, что предполагается убивать, сперва «дугуется» — внутри ставят распорки и каркас безопасности. Раллийные сиденья Sparco с пятиточечными ремнями тоже ненадолго переживают саму машину. После трех-четырех тотальных размолачиваний перегрузки и уводы кузова закручивают винтом и ломают прочные легкие кресла.
- А что же тогда испытывает каскадер, прикованный к обреченному на гибель болиду?
- Ну, перегрузочки он испытывает при столкновении, особенно при многократном переворачивании, ощущения переживает слегка неприятные... Но нам же за это платят! И потом это кайф. Как наркотик — подсаживаешься, а потребность-то возрастает. Есть, например, сцена, в которой я на «Форде Бронко», пробиваю забор, взрываюсь, горю, бьюсь, лечу, кувыркаюсь через угол и зарываюсь в песок, как упавший истребитель.
- Я вот одного не понимаю, Олег, как можно выжить после такого «краша» с последующим взрывом и выгоранием салона. Может, там все же "каскадер-манекен" был?
- Да нет, для начала я заизолировал накрепко и герметично переднюю часть салона, укрепил зону выживания трубами, позади разместил жидкое топливо для взрыва, соорудил взлетную «козу» из семиметрового пологого рельса. Дальше газ в пол, разгон до 90, левый рычаг подвески наскакивает на поднятый под углом, политый маслом швеллер, и кузову придается вращательное движение вправо, по часовой. Потом тараню в полете деревянный щит, взрываюсь — и все, приплыли, точней прилетели. Легкое сотрясение мозга, вполне правильный расчет. Да, кстати, я в двух термозащитных костюмах, кожа покрыта противоожоговым гелем, но тепловой удар все же чувствуется.
- А шлемы? Они же попадут в кадр, будет неправдоподобно.
- Нет, все давно учтено. Посмотри, везде в «Антикиллере» стекла «задымлены» и большая круглая голова в шлемофоне нигде не «светится». Но бьешься этой частью тела вполне конкретно — каска необходима, причем с забралом — от осколков.
- А если сквозь оконный проем каскадер напорется на какой-нибудь торчащий предмет — трубу или столб?
- Это судьба. Стараемся перехитрить ее, просчитываем все тщательно. На этом фильме Бог миловал. (Стучит три раза по столику и вполне натурально плюется).
- Олег, а как решается, кто в очередной раз за руль, а значит, кому лишняя слава и какой-никакой гонорар?
- Решаю я. Причем довольно специфически. Новичков, которые после первого эпизода вылезают из искореженного автомобиля звездными мальчиками, я вычисляю довольно быстро — опыт, знаешь ли, сын ошибок трудных. Дальше они трудятся над техническими задачами, а потом куда-то испаряются. А предпочитаю я старичков. Если ты в каскадерах 20 лет и жив-здоров, значит, уже пережил все искушения. Глаз твой «не замылен» и нет в тебе зазнайства и чувства превосходства. Сорокалетние не рвутся в герои и трезво оценивают маневр еще до его выполнения. На мне же ответственность.
- Олег, скажите, как люди становятся каскадерами?
- Мне кажется, что в выборе профессии обязательно присутствует какой-то внешний толчок, поворот судьбы, который служит для человека своеобразным катализатором. В моем случае таким катализатором стало знакомство с известным каскадером Анатолием Ходюшиным. В армии я служил в кавалерийском полку, потом увлекся конным спортом, а Анатолий был моим тренером. Однажды он предложил мне попробовать сделать нескольких трюков с лошадьми. Я попробовал, и мне понравилось. Сначала трюки были увлечением, а потом стали профессией.
- Были ли трюки, которые заставляли Вас думать о том, что можно было бы выбрать профессию поспокойнее?
- Нет, но некоторые номера я выполнял с чем-то вроде душевного трепета. В фильме "Тридцатого уничтожить" мне необходимо было прокатиться под идущим поездом. Трюк был тщательно спланирован и отрепетирован, я четко знал, что у меня хватит времени, чтобы закатиться под поезд, а потом выкатиться с другой стороны, однако во время исполнения мне было немного не по себе. Зато потом, когда мне пришлось делать то же самое в другой картине, никаких особенных эмоций я не испытал.
- А что для вас интереснее: сам процесс выполнения трюков или их результат?
- Интереснее то, что оказывается на экране. Съемки любого фильма – это довольно рутинная работа. Подготовка к съемке каждой сцены занимает много времени, иногда приходится снимать большое количество одинаковых дублей. Все это очень утомительно для съемочной группы. Все работают для достижения главной цели – создания картины. Процесс, впрочем, тоже бывает интересен. Особенно в том случае, если в сценарии не прописаны конкретные действия героев во время трюковых сцен. Допустим, в сценарии просто написано "погоня" или там "драка". Тогда постановщик трюков сам придумывает, какая машина в какую врежется и какой герой кого чем ударит. Он же и руководит съемками сцен с участием каскадеров. В последнее время многие режиссеры не только доверяют постановщикам трюков раскадровку экшн-сцен, но даже приглашают их принять участие в монтаже.
- Что должен уметь профессиональный каскадер?
- Во-первых, он должен обладать хорошей физической подготовкой, чем, кстати, объясняется тот факт, что большинство каскадеров в прошлом профессиональные спортсмены. Во-вторых, он должен уметь выполнять самые различные трюки: акробатические, автомобильные, конные. Каскадеры "узких" специальностей встречаются довольно редко, спрос на "универсалов" всегда выше, поэтому каждый стремится овладеть как можно большим количеством трюковых навыков. Мы постоянно тренируемся. Каскадерское мастерство – это непрерывное обучение и самообучение.
- Понятно, что прыжки с пятиметровой высоты, драки или верховую езду можно осваивать в учебном центре. А как обстоят дела с автомобильными трюками? Существуют ли тренировочные автомобили?
- Я неоднократно слышал о каскадерах, которые, оттачивая водительское мастерство, жгли сцепление, калечили подвеску или "перекручивали" моторы своих личных автомобилей. Но мне кажется, что подобные вещи совершенно необязательны. Для того чтобы выполнить автомобильный трюк, необходимо лишь чувство автомобиля, опыт и знание законов физики. Чтобы заставить автомобиль пролететь во вращении 30 метров, как, например, в "Антикиллере" пролетела красная Audi 80, тренировки не нужны. Известно, как укреплять и "дуговать" автомобиль. Известно, как сварить пологую "взлетную" площадку из рельса. Известно, что, установив на этой площадке поднятый под углом швеллер, можно "закрутить" машину в воздухе. Остальное просчитывается. В зависимости от расстояния, которое надо пролететь, выбирается скорость входа на площадку и точка соприкосновения рычага подвески со швеллером.
- И всегда получается именно так, как задумывалось?
- В большинстве случаев. Разумеется, бывают и непредвиденные ситуации, но иногда они оказываются весьма кстати, любая импровизация – это результат тщательного анализа всех возможных вариантов развития событий. В фильме "Брат-2" есть сцена, где во время погони преследующая автомобиль главного героя "копейка" эффектно так едет на двух колесах. На самом деле, по сценарию, она должна была перевернуться, но из-за ошибки в расчетах или из-за того, что каскадер дал чуть меньше газа, переворота не произошло. И ничего, Алексей Балабанов оставил сцену такой, переснимать не стал.
- В недавно вышедшем фильме "Рекрут" герой Аль Пачино говорит, что профессию выбирают за деньги, славу или секс. В каком порядке Вы бы расставили приоритеты?
- Пожалуй, на первом месте будет слава. Когда смотришь фильм и видишь эффектные сцены в своем исполнении, возникает ощущение собственной значимости. Что касается денег, то у нас, к сожалению, не Голливуд. В России у любого охранника в частной фирме доходы больше и стабильнее, чем у опытного каскадера. Но зато у нас работа интереснее.