Публикации

Владимир Орлов

Владимир Орлов - сын питерского инженера, работавший каскадером на "Ленфильме", а ныне один из самых востребованных постановщиков трюков Голливуда. Список картин с его трюками действительно поражает: "Самолет президента", "Маска Зорро", "Идальго", "13-й воин", "Чужие", "Война миров", "Пираты Карибского моря", "Хозяин морей"...

Сегодня Владимир делает трюки в российском проекте "Параграф 78". И, кстати, впервые дает интервью в Москве.

— Как получилось, что вы достигли в Голливуде таких высот?

— Там все так же, как и здесь: знакомые тащат знакомых, друзья друзей, родственники родственников. Сначала было огромное количество низкобюджетных картин. Ничего против такого кино не имею, я и до сих пор работаю в таких проектах — деньги платятся те же, просто дивиденды не те. А первый переломный проект — "Самолет президента" с Харрисоном Фордом.

— И как с ним работалось?

— С ним лично я трюки не ставил. Но если вам интересно, как работать со звездами вообще, то легко. Может быть, Рассел Кроу самый проблематичный из них. Он же очень импозантный в жизни, человек, который может и в баре подраться, и матом поругаться на площадке. Первое мое знакомство с ним произошло в постановке сцены абордажа в "Хозяине морей". Всю сцену разработали, пригласили его, снимаем. В середине сцены он немного потерялся и забыл, куда его должны ударить. В итоге принял удар не туда. Начал ругаться матом и кричать: "Скажите точно! Вы будете бить выше или ниже?" А на следующий день вечером нам от него принесли три ящика самой дорогой текилы. Потом сам пришел, извинился.

— До этого в русском кино приходилось работать?

— Не так давно работал у Сергея Бодрова, был большой проект "Кочевник". Кроме того, не так давно работал непосредственно в Москве в телепроекте "Волкодав", но там с производством проблемы были. Все растянулось на год, поэтому закончить у меня не получилось. Учитывая, что на "Хозяина морей" ушло 4 месяца.

— Вы только ставите трюки или участвуете в них тоже?

— Последние два года стараюсь не лезть в кадр, потому что занимаюсь постановкой достаточно тяжелых проектов. А так обязательно. Я даже курсы актерского мастерства закончил. Потому что тебя, как правило, не просто убивают, но сначала представляют как отрицательного персонажа. Есть у меня роли и достаточно большие. Например, в фильме "Солдат" с Куртом Расселом я играю одного из его друзей, Ромеро. В конце фильма, как это часто бывает, я подставляюсь под удар, спасаю Курта и умираю на его груди.

— Может быть, дублировать приходилось кого-то?

— Много раз предлагали дублировать Брюса Уиллиса. Но он немного худее меня.. Быть дублером, конечно, очень прибыльно. Но ты теряешь возможность участвовать в тех проектах, которые тебе интересны. Звезды не любят отпускать своих трюкачей.

— Ваша жизнь застрахована?

— Если ты работаешь на съемочной площадке, твоя жизнь страхуется везде — и в Америке, и в России. Другое дело, что там существуют профсоюзы, которые отвечают за массу других вещей. Например, мне и моей семье полностью оплачивается медицинская страховка, причем самая дорогая, около 1000 долларов в месяц. Кроме того, профсоюзы отвечают за отчисления в пенсионный фонд, за уровень зарплаты. Там, даже если я захочу работать бесплатно, мне не разрешат. Когда Родион Нахапетов снимал у нас сериал "Русские в городе ангелов", денег было мало, и он попросил меня помочь. Профсоюз согласился только на то, чтобы он заплатил мне по минимальной ставке.

— А вы сами трюки придумываете или вам дают сценарий?

— Как правило, в сценарии прописывается до 20% трюка. Все остальное придумываю я. Например, в "Кочевнике" будет сцена, которой еще не было в мировой практике. В сценарии было написано только то, что герой на лошади должен проехать под обстрелом лучников. Я решил сделать что-то подобное джигитовке в "Маске Зорро", но так, как еще никто не делал. Выстроился коридор лучников, через который едет герой и с помощью акробатики уворачивается от огромного потока стрел. Не знаю, удастся ли кому-нибудь эту сцену перебить. Но если честно, новых трюков постановщики не придумывают, они придумывают, как трюки снять. Трюк должен представлять из себя своеобразную мини-драму, с началом, кульминацией и эпилогом. Он должен подготавливаться предыдущими событиями, а не врезаться в ткань фильма ни с того ни сего. Как, например, в "Антикиллере" Дорофеев фантастически переворачивает машину, но снято отвратительно и возможного эффекта не производит.

— Актеры, выполняющие свои трюки там и здесь, — это одно и то же?

— Нет. В Америке продюсер никогда не разрешит подвергнуть здоровье актера опасности. Простой выливается в огромные суммы.

— А такие актеры, как Джеки Чан, Стивен Сигал...

— Джеки Чан действительно все делает сам, и это не откровение, а вот с Сигалом вообще отдельная история. Это единственный человек, о котором я сразу могу сказать очень много плохого. В Голливуде его никто не любит. Все, что он говорит про ЦРУ, — полная ерунда. Как боец он вообще ничто. Один его дублер, мой знакомый, просто отказался с ним работать. Дело в том, что на съемках он всегда пытается бить по-настоящему. Причем делает это специально, видимо, для самоутверждения. Его, правда, пару раз покалечили за это. Когда он был в Москве, его привели в спецназовскую часть, попросили что-то показать. Выходит какой-то прапорщик небольшого роста. Сигал ему говорит: “Ударь меня туда-то”. Тот засмущался: как же так, зачем? Сигал: “Нет ударь”. Ну, он ударил — Сигала увезли в больницу. Один мой знакомый 55-летний каскадер, в прошлом чемпион мира по дзюдо, один раз просто описаться его заставил на площадке. Сигал ходил выпендривался, пытался ему доказать, что он его завалит. Каскадер его отговаривал, а потом одним движением выключил его и заставил обмочиться.

— Как житель Калифорнии голосовали за Шварценеггера?

— Голосовал. Политики есть политики, и что здесь их не любят, что там. Все понимают, что если бывший алкоголик стал президентом только из-за того, что он сын президента, то что-то здесь не в порядке. И когда появляется человек со стороны вроде Шварценеггера, то он вызывает поддержку многих.

Давид ШНЕЙДЕРОВ, Лос-Анджелес,Новые Известия

 

 

Владимир Орлов В детстве хотел быть водителем-дальнобойщиком. Учился в военном институте физкультуры, затем – в гражданском. Будучи тренером по пятиборью, случайно попал на творческую встречу каскадеров «Ленфильма» и попросился к ним. Первый фильм Русь изначальная Наш бывший соотечественник, участвовавший в создании «Руси изначальной», «Узника замка Иф» и «Подземелья ведьм», в 1997 году перебрался в Голливуд и стал одним из самых востребованных постановщиков трюковых сцен. Участвовал в постановке трюков 26 картин, в том числе в таких фильмах, как «Пираты Карибского моря 1–2 », «Домино», «Пароль «Рыба-Меч», «Царь скорпионов», «Тонкая красная линия» и многих других. Последняя работа в России – фильм «Волкодав» (реж. Николай Лебедев) совместно со словацкими каскадерами. В данный момент ставит трюки для российских фильмов: «Параграф 78» (реж. Михаил Хлебородов), выход в прокат осенью- 2006 и «Смерш ХХI» (реж. Константин Максимов)

– Как началась ваша американская карьера?

– Чужаку, не состоящему в профсоюзе, не попасть в кино. А, не снимаясь в кино, не попасть в профсоюз. Но мне повезло, я снялся в рекламе и получил профсоюзную карточку. Первый фильм был «Самолет президента». В сюжете были задействованы русские, и постановщику трюков тоже хотелось иметь русского рядом с собой. Следующий фильм был «Маска Зорро». Когда смотрю этот фильм, мне смешно, потому что я иногда «убиваю сам себя». Бежишь с одной стороны – стреляешь в другую, и с той стороны падаешь тоже ты.

– В чем заключается работа постановщика трюков?

– Хорошие постановщики трюков – это те, у кого развито воображение. И когда я читаю сценарий, у меня в голове начинают возникать какие-то картинки. Но это не мой сценарий, и режиссер может сказать, что он видит по-другому, поэтому мы все тщательно согласовываем. На экране трюк занимает 3–4 секунды. А подготовка к нему может занять неделю. Боевые сцены репетируются сначала с каскадерами, а затем с актерами.

– Постановщик боевых трюков обязательно должен быть и хореографом?

– Мне кажется, что российское кино делает ошибку, пытаясь показать бои как настоящие. На экране это смотрится неинтересно. Обратите внимание, что все бои Ван Дамма, Джета Ли, Стивена Сигала – нереальные. Их хореография создана специально для кино.

– Голливуд стал приглашать постановщиков боев из Гонконга. Это мода или действительно они лучшие в этом деле?

– Они лет 20 занимались именно постановкой боев для кино. У них сформировалась школа. Они занимались тросами, то есть подвешиванием, полетами… И сегодняшнему зрителю это нравится больше, потому что это более зрелищно. Но, смотря какое кино. Например, в «9 роте» не может быть ничего подобного «Летающим кинжалам».

– Как защищаются права каскадера в России и в Америке?

– В США у члена профсоюза есть медицинская страховка, которая покрывает зубы, глаза, ноги, руки и всё остальное. Плюс дополнительные страховки на площадке от несчастного случая и страховки на восстановление рабочего состояния. В России сейчас стали покупать страховки на каскадеров. И, если что-то произойдет на площадке, человека отвезут в больницу, ему помогут. Но страховок, которые материально поддерживают, когда ты не работаешь, нет.

– У многих актеров есть свои персональные дублеры, которых подбирают по внешности, по росту, по комплекции и которые выполняют за них трюки.

– Один раз мне предложили «попробоваться на Брюса Уиллиса», но выбрали моего приятеля. Он более сухопарый. Очень хорошее дело – дублировать больших звезд, потому что они тебя ставят на свой контракт, и ты практически гарантированно работаешь. Кейси О’Нил, мой приятель, дублировал Антонио Бандераса, а сейчас он на контракте с Томом Крузом, то есть он знает свой график съемок на ближайшие пять лет! А «самостоятельный» каскадер отработал большую картину – и не всегда знает, будет завтра работа или нет.

– А вы работали с Томом Крузом?

– Работал. Последняя картина была «Война миров». Он очень профессиональный человек.

– Как летают на тросах? Их тянут вручную или это делает машина?

– В основном вручную, потому что вручную немного больше контроль и больше возможностей.

– Грубо говоря, три здоровых пацана берут веревку…

– …Дергают за веревки не просто здоровые ребята, а ребята, которые разбираются в этом. Они видят, когда надо тянуть, когда не надо... Эта профессия называется rigging и очень востребована в Америке.

– Продюсеры не просят вас, как постановщика трюков, быть экономнее?

На больших картинах, как правило, бюджет на трюки не расписывается. В Голливуде все профессионалы. И если во время съемок становится ясно, что нужны дополнительные средства на трюки или спецэффекты, то эти, скажем, 10 миллионов долларов, как правило, находятся.

Источник: МК, Новые известия